- Нормы эксплуатации автомобильных шин
- Принятие автошин к учету у бюджетников
- Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении замену шин в автомобиле
- Монтаж автошин на автотранспорт: документальное оформление, проводки
- Организация учета шин в учреждении
- Нормы эксплуатационного пробега автомобиля
- Бухгалтерский учет
- Как правильно списать автошины в бухучете
- Установка автошин на транспорт.
- Списание шин с забалансового учета
Нормы эксплуатации автомобильных шин
По правилам, установленным Федеральным законом от 10.12.1995 г. 196-ФЗ (ст. 19) запрещено управлять транспортными средствами с техническими неисправностями, так как это может представлять угрозу безопасности дорожного движения.
Такой перечень дефектов определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. 1090. В этот перечень включены следующие повреждения, предназначенные для автомобильных покрышек, при наличии которых шины использовать нельзя:
- Протектор изношен, т.е рисунок протектора имеет меньшую высоту, чем нормальная: для легковых автомобилей стандарт 1,6 мм, для грузовых автомобилей высота протектора не должна быть менее 1 мм, для автобусов — 2 мм.
- Шина имеет значительные повреждения в виде дырок, порезов, разрывов, обнажающих кабель. К таким неисправностям относятся расслоение каркаса шины и отслоившийся протектор или боковина шины.
- Отсутствие крепежа (болтов, гаек), неправильная форма крепежных отверстий или изменение размеров.
- Наличие различных трещин на дисках и колесных дисках.
- Пробег шин превысил стандартное количество километров или истек юридический крайний срок для шин.
Наличие вышеперечисленных повреждений является основанием для стирания автомобильных покрышек, так как их нельзя использовать с такими повреждениями. Поэтому на автомобили необходимо устанавливать новые шины.
Списание непригодных для использования шин должно быть отражено в бухгалтерском учете. В настоящее время нет законодательства, регулирующего демонтаж шин. Следовательно, организации должны следовать рекомендациям производителя по использованию шин или устанавливать срок службы шин в соответствии с их состоянием и пригодностью для использования.
Важно! Опасно использовать шины, пришедшие в негодность из-за повреждений! Это могло привести к автомобильной аварии. Изношенная поверхность протектора приводит к плохой управляемости автомобилем, а оголенный кабель может вызвать разрыв шины, что приведет к полной потере управления автомобилем и аварии.
Шины, подлежащие утилизации, подлежат утилизации. Для этого заключается какая-то форма соглашения с организацией, которая принимает шины на переработку, а затем отправляет отходы резины на предприятие по ремонту шин для обработки.
Принятие автошин к учету у бюджетников
Шины обычно поставляются отдельно или вместе с автомобилем. Их учет в первом и втором случаях будет разным. Непосредственно факт их получения госслужащими подтверждается:
- авансовый отчет (форма по ОКУД 0504505, введена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, в ред. 2017г.);
- приходный ордер (форма по ОКУД 0504207, также ведется Приказом Минфина РФ № 52н);
- товаросопроводительные документы поставщика.
Важно! Шины, поставляемые вместе с транспортным средством (далее сокращенно ТС), отдельному учету не подлежат.
Учет вместе с ТС (в части учета шин у госслужащих)
Шины отображаются как часть транспорта (как объект ОС) с использованием учетной записи. 0 101 05 000 «СТ»
ДТ 0105 36340 тыс. 0106 34340 (по фактической цене).
ДТ 0 105 36 340 КТ 0 302 34 730
0 208 34 660 (по цене покупки, если нет других начислений)
Учет приема отдельно от ТС | Базовая проводка |
Шины учитываются в количестве товарно-материальных запасов, используемых в учете. 0 105 06 000 «Прочие запасные маты».
Кроме того, учет ведется по их фактической стоимости, сформированной с помощью учетной записи. 0 106 04 000 |
Прием шин к бухгалтерскому учету: |
Сотрудники бюджетной службы ведут бухгалтерский учет по нормам двух Инструкций по применению плана бухгалтерского учета, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.2012 г. 174н от 16 декабря 2010 г. (в редакции 2019 г.) и Приказ 157н от 01.12.2010 г. (в редакции 2017 г).
Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении замену шин в автомобиле
№ заказа. 130 — Приказ Государственного казначейства Украины от 18.12.2000 n. 130 «Утверждение типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкций по их составлению”.
3. Номер заказа. 420 — Приказ Минтранса Украины от 08.12.97 г. 420 «Правила эксплуатационного пробега автомобильных шин”.
Монтаж автошин на автотранспорт: документальное оформление, проводки
После учета автозапчастей их передают для установки на ТС, то есть в эксплуатацию. Все операции, связанные с этим, подлежат фиксации, но как именно, с помощью какого документа эти и другие особенности процесса определяются учетной политикой бюджетного учреждения.
Ссылаясь на то же Приказ Минфина Российской Федерации от 29.07.2012 г. 52n, следует помнить, что для этих целей предусмотрены стандартные формы. Как правило, это бланк по ОКУД 0504230 (акт списания материальных запасов), а также 0504210 (декларация о выдаче материальных ценностей для нужд учреждения). Помимо них используются счета-фактуры (формы по ОКУД 0504204 и 0504102).
Руководствуясь Инструкцией № 147н бюджетники показывают ключевые операции:
- DT 0 401 20 272 KT 0 105 (DT 0 109 xx 272 KT 36 440) — передача шин для установки на ТС.
- Заб кол. 09 — приемка установленных деталей из-за дисбаланса.
Заб кол. 09 можно интегрировать с subacc. 09-1 («Летние шины») и, как следствие, 09-2 («Зимние шины»). Учет сезонных шин можно вести без использования подсчета заб. 09, фиксируя всю информацию в бухгалтерском учете. При этом следует учитывать, что замена шин по причине износа или в связи с предстоящим сезоном также отображается в соответствии с правилами, закрепленными в учетной политике госслужащих.
Организация учета шин в учреждении
Статьей 350 Инструкции N 157н установлено, что аналитический учет забалансового счета 09 ведется по форме для количественно-итогового учета материальных благ (ф. 0504041) в разрезе лиц, получивших материальные блага, с указанием их должность, фамилия, имя, отчество (личный номер), транспортные средства, по видам материальных ценностей (с указанием любых производственных номеров) и их количество.
Положениями постановления N 52н установлено, что бумага (ф. 0504041) используется для аналитического учета основных средств, материальных ценностей, используемых при изготовлении опытных устройств; материальные товары, выданные для транспортных средств в обмен на изношенные; переходящие призы, призы, кубки; принятые на хранение товарно-материальные ценности, в том числе специальное оборудование, закупленное для НИОКР; нефинансовые активы в пути; запасы материала (за исключением пищевых продуктов, молодняка и животных на откорме), а также стоимости материалов, принятых в переработку; получен в аренду, в бесплатное пользование, на хранение.
Карточка (ф. 0504041) хранится по имени, количеству, стоимости, для каждого объекта арендованного актива — в соответствии с инвентарными номерами арендодателя (если есть), для нефинансовых товаров в пути — для отдельных поставщиков, для предметов инвентарь, принятый на хранение, — собственниками (собственниками), сырье и материалы, принятые в переработку, — заказчики, виды, виды материалов и их местонахождение.
Учреждение вправе разработать дополнительные документы (бухгалтерские ведомости) для организации учета шин в учреждении. Например, для учета пробега шин (особенно если критерием списания шин является их пробег) можно использовать вкладку следующего вида:
———————————————————————————————————————¬
¦ Карточка для записи работы автомобильной шины ¦
¦ ¦
¦ Название юридического лица _________________________________ Государственный номер ___________________________________¦
¦ Обозначение (размер) шины _______________________________ Модель шины ___________________________________________¦
¦ ЛЕТО, ЗИМА, ВЕСЬ СЕЗОН (нужное подчеркнуть) ¦
¦ Эксплуатационный пробег шин (км) ____________________________________________________________________________¦
¦ Марка автомобиля, прицеп _______________________ Инвентарный номер автомобиля, прицеп ___________________________¦
¦ Идентификационный номер (VIN) _______________________________________________________________________________________¦
¦ ¦
— V —— V —————- V —————- V —— — — —- Т ———— Т ———— Т ———— Т —— — — —- Т———¬¦
¦¦Number¦ Пневматическая опора ¦ Пневматический демонтаж ¦ Имя Фактический пробег ¦ Причины ¦ Оставшаяся подпись
¦¦ ¦ шины + —- T ———— + —- T ———— + месяцев ¦ пробег за ¦ с начала ¦ снятие ¦ водителя высотদ
¦¦ ¦ ¦Дата¦ Показания ¦Дата¦ Показания Месяц, км эксплуатации шины с ¦ рисунком ¦ ¦¦
¦¦ ¦ ¦ спидометр, ¦ ¦ спидометр, ¦ ¦ ¦ (включая срабатывание защиты,¦ ¦¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ км ¦ ¦ км ¦ ¦ ¦ сигнализация ¦ ¦ мм ¦ ¦¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ месяц) ¦ ¦ ¦ ¦¦
¦+-+——+—-+————+—-+————+————+————+————+————+————+———+¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
¦+-+——+—-+————+—-+————+————+————+————+————+————+———+¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
¦+-+——+—-+————+—-+————+————+————+————+————+————+———+¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
¦L-+——+—-+————+—-+————+————+————+————+————+————+———¦
¦ ¦
¦Ответственный за учет движения автобусов ________________________________________________________________________________¦
¦ (подпись, Ф.И.О.) ¦
¦ ¦
¦ Заключение комиссии по определению годности шины к эксплуатации (на восстановление, на углубление
протектор, для подачи жалобы или для сдачи в лом) на основании акта от ______________ N _____________ ¦
¦ ¦
¦Ответственный за учет движения автобусов ________________________________________________________________________________¦
¦ (подпись, Ф.И.О.) ¦
L———————————————————————————————————————
Относительно организации учета покрышек в учетной политике учреждения может быть прописана следующая информация.
Ежемесячный пробег записывается регулярно для каждой шины отдельно (включая замену). Новые шины должны учитываться по серийным номерам, восстановленные шины должны учитываться по номерам, нанесенным в мастерских по ремонту шин; при отсутствии номеров шины учитываются по марке и модели шин.
Заполненные формы учета работы автомобильных покрышек подаются по инвентарным номерам транспортных средств и закрываются при списании покрышки на слом с обязательным указанием результатов осмотра и заключения комиссии по непригодность шины для дальнейшей эксплуатации. Карты хранятся вместе с дебетовой справкой.
Избыточный пробег шины (согласно установленным нормам эксплуатации) не может служить основанием для ее замены на транспортном средстве или демонтажа, если шина по своему техническому состоянию пригодна для дальнейшей эксплуатации.
Шины, снятые с автомобиля (для замены на другие сезонные шины, для утилизации), отправляются на склад. Они должны сопровождаться регистрационной карточкой автобуса.
Для полного цикла шин можно поменять шины с одного транспортного средства на другое, либо шины доставить на склад, а затем в установленном порядке выгружать на необходимые транспортные средства.
Для шин, подлежащих снятию в связи с производственными дефектами или по вине водителя, служба (должностные лица), ответственная за техническое обслуживание и эксплуатацию транспортных средств, составляет акт аннулирования инвентаризации (ф. 0504230).
Инструкциями N 157н, 174н не определены правила учета операций по обращению с шинами в учреждении (при замене летних шин на зимние (зимние на летние), возврате шин на склад в связи с утилизацией шин) транспортных средств, а значит и передача шин для установки на другой автомобиль). Порядок учета таких операций устанавливается учетной политикой учреждения. Вот возможные варианты тиража шин в институте.
Утверждена инструкция по применению плана счетов бюджетных учреждений. Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н.
Вариант 1: Использование забалансового счета 09. Для оптимизации учета субсчета вставляются в указанный счет:
- 09-1 «Шины в наличии»;
- 09-2 «Автомобильные шины».
вы можете войти в следующие субсчета:
- 09-1 «Летняя резина»;
- 09-2 «Зимняя резина».
При замене летней резины на зимнюю резину и наоборот резина передается от водителя на склад и наоборот. На это перемещение шин может быть выставлен счет-фактура за внутреннее обслуживание объектов нефинансовой деятельности (ф. 0504102) или жалоба на счет-фактуру (ф. 0504204) (возможность использования документа также устанавливается учетной политикой учреждения).
Пример 2. В апреле заменяют зимнюю резину на летнюю. Со склада заведения водителю был передан комплект летней резины, стоимость которого составляет 18 000 рублей. Снятые с машины зимние шины (стоимостью 25000 руб.) В количестве четырех переданы на склад.
В бухгалтерском учете учреждения отражаются следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции |
Плата |
Кредит |
Сумма, руб. |
Зимняя резина снята с автомобиля |
09-2 |
25 000 |
|
Зимняя резина сдана на склад |
09-1 |
25 000 |
|
Летняя резина выданная на склад |
09-1 |
18 000 |
|
На автомобиль установлена летняя резина |
09-2 |
18 000 |
Вариант 2 — без отражения забалансовых операций 09. Финансово ответственное лицо отражает факт замены сезонных шин во внутреннем бухгалтерском документе (например, в регистрационной карточке на автомобильные шины).
Нормы эксплуатационного пробега автомобиля
ВАЖНЫЙ! Пример Положения об эксплуатации и бухгалтерском учете шин КонсультантПлюс доступен по ссылке
В настоящее время отсутствуют юридические документы по аннулированию шин и других автозапчастей для коммерческих организаций.
Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются производителем на основании письма Минтранса России. При этом каждый руководитель коммерческой организации вправе самостоятельно устанавливать нормы пробега, исходя из рекомендаций производителя, и закреплять эти нормы своим заказом для организации.
При отсутствии информации от производителя о рекомендациях по эксплуатации автомобильных покрышек используется опыт эксплуатации компании или рекомендации других производителей по производству таких же покрышек.
При разработке и утверждении нормативов эксплуатационного пробега шин руководитель организации должен учитывать, что утвержденные им нормативы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации. Он должен обосновать эти нормы, обосновать их экономически и задокументировать.
Утилизируемые автомобильные шины должны быть оценены и одобрены специально созданной комиссией экспертов. Основным документом является акт расторжения. Убедитесь, что шины не подходят для дальнейшего использования, и на их место необходимо установить новые шины.
Он продолжал, пока автобус не сломался.
Каждая находящаяся в эксплуатации автомобильная шина закреплена за автомобилем, прицепом, полуприцепом и водителями, которые с ними работают. Эта информация записывается в карточку.
Шины представлены названиями колес автомобиля (записи ведутся сокращенно), серийными номерами, датой изготовления и производителем шин.
В рабочем листе указывается техническое состояние шины на автомобиле (дефекты, характер и степень повреждений). Для использованных шин, если они установлены на другом автомобиле, записывается предыдущий пробег.
После устранения локальных повреждений учет эксплуатации шин продолжается по той же ведомости.
Ежемесячно фактический пробег вводится на каждую карту для регистрации работы шины.
В случае замены шины на опорных катках на запасное колесо водитель обязан известить шиномонтажного менеджера, ответственного за эксплуатацию шины, о дате замены шины и номере снятой и установленной шины. Эти данные отражаются в ведомостях учета работы замененных и запасных шин.
Шины нельзя выводить из эксплуатации и сдавать на слом или восстановление, если они по своему техническому состоянию пригодны для дальнейшей эксплуатации.
При выводе шины из эксплуатации в карточке указываются: дата разборки, общий пробег, наименование причины разборки, определенной комиссией, остаточная высота рисунка протектора (по наибольшему износу) , куда направлена шина — на ремонт, на восстановление, на углубление рисунка протектора путем обрезки, на брак или жалобу.
При отправке шины на восстановление протектора, углубление рисунка протектора или в брак отчетный лист подписывается членами комиссии. В данном случае это стирание шины.
Полученные после реставрации шины заполняются новыми карточками для учета их работы.
Пробег шины с глубоким протектором с канавкой начинается с нуля в ранее вставленной регистрационной карточке, а при безличной канавке запускается новая карта.
Заполненные листы учета шин подаются по номерам автомобилей и закрываются при утилизации шин с обязательным указанием результатов проверки и заключения комиссии.
Установленный действующими нормами пробег шины не может служить основанием для ее замены на автомобиле или стирания, если шина по техническому состоянию пригодна для дальнейшей эксплуатации, ремонта или восстановления.
Бухгалтерский учет
Автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, отражаются в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы». Основой является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению, утвержденные Минфином России.
При сдаче шин в пользование они списываются на счетах расходов.
Основой для этого служат Методические указания по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.
Стоимость самих шин списывается со счета 10 «Материалы» раздела «Запчасти» в кредиты для аналитического учета. Контроль движения автомобильных шин осуществляется с учетом счета Дт 012 на забалансовом счете.
В случае вывода из эксплуатации шин, основанием для которых является акт аннулирования, они (шины) зачисляются на склад за счет отходов. Движение стертых шин, их наличие, а также резиновые отходы учитываются в счетах «Материалы» и «Прочие материалы» как отходы.
Отходы, образующиеся в подразделениях компании, собираются установленными методами, их наименование и количество указываются в накладных и передаются с накладными на склад отходов. Фирма, ориентируясь на преобладающие цены на лом, лом и ветошь, определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которую можно использовать при продаже.
Довожу до вашего сведения! Шины, непригодные для восстановления, могут быть утилизированы специализированной организацией на основании заключенного договора.
Материальные активы, оставшиеся в организации после списания предметов, не пригодных для восстановления и дальнейшего использования, учитываются по их текущей рыночной стоимости. Соответствующие суммы зачисляются как финансовые результаты коммерческого предприятия, то есть в бухгалтерском учете отходы, оставшиеся после размещения отходов, кредитуются на счет 91: Счет Дт 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» Счет Кт 91 «Прочие доходы и расходы». Шины, непригодные для восстановления, утилизируются как отходы.
В бухгалтерии сдача шин в негодном состоянии на баланс специализированной организации оформляется как обычная продажа. А доход, полученный от продажи запасов, отражается вместе с прочими доходами. В этом случае шины, подлежащие переработке, отражаются в бухгалтерских документах как прочие расходы.
Как правильно списать автошины в бухучете
В случае проведения локальных ремонтных работ, учет эксплуатации шин продолжается в той же вкладке. Кроме того, лицо, ответственное за учет автомобильных шин, должно ежемесячно вносить фактический пробег в ведомость эксплуатации шин.
При замене шины гоночных колес на запасную или, при необходимости, приобретенную шину, водитель сообщает обслуживающему персоналу дату замены, серийный номер замененной шины и показания спидометра во время установки. Эти данные должны быть записаны в протоколах эксплуатации замененных и запасных шин.
При выводе шин из эксплуатации в протоколе эксплуатации шин указываются: дата разборки, общий пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, остаточная высота рисунка протектора (согласно большему носить). В обязательном порядке в нем должно быть указано, куда направляется шина: на ремонт, восстановление, углубление рисунка протектора путем разрезания, в утиль или для рекламации.
В случае отправки шины на восстановление, углубление рисунка протектора или в слом, учетная карточка на ее работу подписывается членами комиссии, при этом эта карточка является актом гашения шины.
На шины, поступившие в институт после реставрации, накладываются новые документы. Пробег шины с протектором с глубокими канавками начинается с нуля в ранее введенной регистрационной карточке эксплуатации шины, а при обезличенной канавке запускается новая регистрационная карточка.
Учет эксплуатации автомобильной шины, как упоминалось выше, выполняется во вкладке учета эксплуатации автомобильной шины. Учреждение может разработать свою собственную форму самостоятельно или использовать форму, утвержденную постановлением N AE 001-04. Вот пример.
Установка автошин на транспорт.
При вводе шин в эксплуатацию (установке на автомобиль) их стоимость вычитается из бюджета за счет учреждения. В этом случае может быть составлен акт о списании запасов (ф. 0504230) или декларация о выдаче материальных ценностей для нужд учреждения (ф. 0504210). Решение о применении соответствующего документа должно быть закреплено в учетной политике учреждения.
Кроме того, для контроля оборота шин их учет ведется на забалансовом счете 09 «Запасные части к автомобилям, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции № 157н). Эти операции отражаются в следующих бухгалтерских записях:
Плата |
Кредит |
Плата |
Кредит |
Плата |
Кредит |
Шины доставлены в эксплуатацию |
|||||
1 401 20 272 1 109 х 272 |
1 105 36 440 |
0 401 20 272 0 109 х х 272 |
0 105 36 440 |
0 401 20 272 0 109 х х 272 |
0 105 36 000 |
Шины, установленные на автомобиле, принимаются за дисбаланс |
|||||
Забалансовый счет 09 |
Забалансовый счет 09 |
Забалансовый счет 09 |
необходимо заложить в учетной политике учреждения, где оценка автошин будет учтена в бюджете. Есть два варианта:
-
в условной оценке: 1 шина — 1 руб.;
-
к фактической стоимости покупки шин.
Кроме того, для учета сезонных шин на забалансовом счете 09 рекомендуется ввести дополнительные субсчета 09-1 «Летние шины» и 09-2 «Зимние шины», а также утвердить соответствующие документы по шинному обращению: накладная для внутреннего обращения нефинансовых активов (ф. 0504102) или накладная (ф. 0504204).
Порядок постановки на учет, а также документирования операций по замене шин (на износ или сезонно) устанавливается в разрезе формирования принципа бухгалтерского учета.
Автономным учреждением культуры в рамках заключенного договора закуплен комплект летних шин на сумму 20 000 рублей. Шины устанавливаются на автомобиль взамен изношенных. Стоимость примерки покрышек — 1500 рублей. Все расходы произведены за счет гранта на финансирование выполнения государственного задания. В соответствии с принципом бухгалтерского учета эти затраты классифицируются как прямые затраты.
В бухгалтерском учете отражаются следующие проводки:
Учитываются шины |
4 105 36 000 |
4,30234,000 |
20 000 |
Отгрузочные документы поставщика, квитанция о приеме материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) |
Задолженность перед поставщиком погашена |
4,30234,000 |
4,20111,000 Забалансовый счет 18 |
20 000 |
Выписка со лицевого счета независимого органа (ф. 0531963) |
Отражает стоимость установки шин |
4 109 60 225 |
4,30225,000 |
1,500 |
Акт приемки выполненных работ |
Долг перед гаражом погашен |
4,30225,000 |
4,20111,000 Забалансовый счет 18 |
1,500 |
Выписка со лицевого счета независимого органа (ф. 0531963) |
Шины доставлены в эксплуатацию |
4 109 60 272 |
4 105 36 000 |
20 000 |
Акт аннулирования товарно-материальных ценностей (ф. 0504230) |
На шкале берутся шины, установленные на автомобиль взамен изношенных |
Забалансовый счет 09 |
20 000* |
Бухгалтерская справка (ф. 0504833) |
* Начинается с того, что учетная политика учреждения предусматривает прием 09 комплектующих для автомобиля на забалансовый счет по фактической закупочной цене.
Для замены зимних шин на летние со склада ГУК был выпущен комплект шин в количестве 4 штук. Снятые с автомобиля зимние шины были переданы складскому работнику на складе. В соответствии с учетной политикой учреждения шины принимаются к дисбалансу в условную оценку: 1 шина — 1 рубль, а субсчета 09-1 «Летняя резина» и 09-2 «Зимняя резина» используются для учета сезонной шины».
В бюджетном учете отражаются следующие записи:
Отражает замену зимних шин на летние (внутреннее движение шин) |
Забалансовый счет 09-1 о л. — Водитель |
Забалансовый счет 09-1 о л. — хранить |
4 |
Счет-фактура на внутренний перевод нефинансовых активов (форма 0504102)* |
Забалансовый счет 09-2 о л. — хранить |
Забалансовый счет 09-2 о л. — Водитель |
4 |
* В учетной политике субъект вправе предусмотреть учет обращения шин между структурными подразделениями через обязательство выставления счета (ф. 0504204).
Учет сезонных шин можно организовать без отражения операций на забалансовом счете 09 путем внесения соответствующей информации во внутренний бухгалтерский документ (например, в карточку автомобильной шины).
Списание шин с забалансового учета
Исключение шин из забалансового учета должно быть продиктовано необходимостью завершения этой операции. Причины удаления покрышки обычно бывают:
- утилизация автомобилей;
- физический износ шины, препятствующий безопасной эксплуатации транспортного средства.
Рассмотрим эти причины более подробно.
Согласно положениям пункта 349 Инструкции № 157н, при выводе транспортного средства из эксплуатации, установленные на нем запасные части, учитываемые на забалансовом счете 09, списываются с забалансового учета. Это положение также распространяется на шины. Иногда автомобиль списывается со счетов вместе с комплектом шин, установленным на нем при утилизации, а другой комплект шин остается в учреждении и может быть продан или установлен на другой автомобиль.
Из вышеизложенного следует, что если на шинах обнаруживаются повреждения, препятствующие их дальнейшему использованию, или если рисунок протектора стирается в пределах, превышающих разрешенные пределы, шины подлежат аннулированию. Решение об аннулировании шин принимает постоянно действующая комиссия по приему и утилизации товара (п. 34 Инструкции № 157н).
В соответствии с пунктом 249 Инструкции N 157н, изъятие материальных ценностей из забалансового учета осуществляется на основании акта приема-передачи на выполненные работы, подтверждающего их замену. Форма акта не утверждена Распоряжением No. 52н. Институт развивает его автономно. Он должен содержать все обязательные данные, указанные в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете <4>, п.25 ФСБУ «Концептуальные основы» . Мы считаем возможным списать шины с забалансового счета 09 на основании акта об аннулировании запасов (ф. 0504230) или бухгалтерского свидетельства (ф. 0504833) (решение о применении акта или справки) в этой ситуации следует зафиксировать в учетной политике учреждения).
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «Бухгалтерский учет».
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в организациях государственного сектора», утв. Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н.
Пример 3. На балансе бюджетного учреждения находится автомобиль балансовой стоимостью 650 000 руб. Заведение приняло и согласовало с учредителем решение о продаже автомобиля. Автомобиль списан на сумму 574 167 рублей. Забалансовый счет 09 содержит два комплекта шин:
- летняя резина в количестве 4 шт общей стоимостью 18 000 руб.;
- резина зимняя в количестве 4 шт общей стоимостью 22 000 руб.
Автомобиль продается вместе с зимней резиной. В заведении решили использовать летнюю резину для другого автомобиля.
На счетах бухгалтерского учета операции по утилизации автомобилей и покрышек будут отражаться следующим образом:
Содержание операции |
Плата |
Кредит |
Сумма, руб. |
Основа документов |
Автомобиль списан с баланса |
||||
в размере начисленной амортизации |
4 104 25 410 |
4 101 25 410 |
574,167 |
Свидетельство о гашении автомобиля (ф. 0504105) |
в размере остаточной стоимости (650 000 — 574 167) руб. |
4 401 10 172 |
4 101 25 410 |
75833 |
|
Проданные вместе с автомобилем зимние шины списаны с баланса |
09 |
22 000 |
Акт об аннулировании товарно-материальных запасов (ф. 0504230) или бухгалтерское свидетельство (ф. 0504833) |
Комплект летних шин остается в учреждении и продолжает отражаться на забалансовом счете 09.
Что касается демонтажа покрышек, дальнейшая эксплуатация которых невозможна, отметим следующее.
Статья 19 Федерального закона N 196-ФЗ <6> запрещает движение транспортных средств, если в них есть технические неисправности, угрожающие безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых их эксплуатация запрещена, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090. В этом перечне устанавливаются неисправности легковых автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопеды, тракторы, другие самоходные машины и условия, при которых их эксплуатация запрещена. Методы проверки указанных параметров регламентированы ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности по техническим условиям и методам контроля» <7>. В пункте 5 указанного Перечня сказано, что нельзя эксплуатировать колеса, шины, если остаточная глубина рисунка протектора шины (при отсутствии индикаторов износа) не превышает:
- 0,8 мм — для автомобилей категории L (автотранспорт);
- 1 мм — для транспортных средств категорий N2 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов с технически допустимой максимальной массой более 3,5 т, но не более 12 т), N3 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов с технически допустимой максимальной массой более 12 т) т), О3 (прицепы с технически допустимой максимальной массой более 3,5 т, но не более 10 т), О4 (прицепы с технически допустимой максимальной массой более 10 т);
- 1,6 мм — для транспортных средств категорий М1 (автомобили, предназначенные для перевозки людей и имеющие, помимо места водителя, не более восьми сидячих мест — легковые автомобили), N1 (автомобили, предназначенные для перевозки грузов с технически допустимым максимумом) масса не более 3,5 т), О1 (прицепы с технически допустимой максимальной массой не более 0,75 т), О2 (прицепы с технически допустимой максимальной массой более 0,75 т, но не более 3,5 т);
- 2 мм — для транспортных средств категории М2 (транспортные средства, предназначенные для перевозки лиц, имеющих, помимо рабочего места, более восьми сидячих мест, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн), М3 (транспортные средства, используемые для перевозки лиц, имеющих, помимо рабочего места, более восьми сидячих мест, максимальная технически допустимая масса которых превышает 5 тонн).
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «Безопасность дорожного движения».
Утверждено постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст.
Остаточная глубина протектора зимних шин, предназначенных для использования на обледенелых или заснеженных дорогах, отмеченных знаком горной вершины с тремя вершинами и снежинкой внутри нее, а также маркировкой «M + S», «M&S», «MS» (при отсутствии индикаторов износа) при эксплуатации на указанной поверхности не более 4 мм.
Помимо остаточной глубины рисунка протектора необходимо обращать внимание на наличие внешних повреждений (разрывов, порезов, разрывов), оголения каната, а также отслоения каркаса, отслоения протектора и боковин. — шины с ними не используются. При наличии вышеперечисленных недостатков использование покрышек запрещено законом. Однако предприятие может установить в своей учетной политике другие критерии признания недопустимости дальнейшего использования шин, например:
- правило о пробеге шины, при достижении которого комиссия кузова проводит тщательный осмотр шины и принимает решение об аннулировании шин автомобиля;
- другие критерии, лежащие в основе отмены шин (отсутствие более 60% шипов в зимних шинах).
Так, при установлении нормы пробега шин, при достижении которой шины в обязательном порядке проверяются комиссией учреждения на пригодность к дальнейшей эксплуатации, можно использовать РД 3112199-1085-02 «Временные правила эксплуатационного пробега автомобильных шин. « Этот документ действовал до 1 января 2007 г. (см. Приказ Минтранса России от 01.05.2004 N АК-1-р). ТР ТС 018/2011 «Технический регламент Таможенного союза« О безопасности колесной техники » вступил в силу с 1 января 2015 года. В норме бухгалтерского учета ссылаться на временные правила не обязательно, но они воспроизводят указанную в них информацию и установить, что агентство будет руководствоваться этой информацией при принятии решений относительно утилизации шин, вполне возможно.
Утверждено Минтрансом России 04.04.2002.
Утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877.
- https://assistentus.ru/buhuchet/kak-spisat-avtoshiny/
- https://ravon-r2.ru/kak-spisat-avtoshiny-v-bjudzhetnom-uchrezhdenii/
- https://meloci.ru/shiny/kak-spisat-shiny-avtomobilnye-v-byudzhetnom-uchrezhdenii.html
- https://WarVisual.ru/provodki/kak-utilizirovat-shiny-avtomobilnye-v-byudzhetnom-uchrezhdenii.html
- https://WiseEconomist.ru/poleznoe/115323-uchet-avtoshin-uchrezhdenii
- https://forma-nnov.ru/otchetnost/spisanie-avtoshin-v-byudzhetnoj-organizacii.html
- https://printscanner.ru/kak-spisat-shiny-avtomobilnye-v-bjudzhetnom/
- https://www.audar-press.ru/uchet-avtoshin-v-uchrezhdenii
- https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a11/954667.html